- Цель проведения обследования мостов и туннелей
- Кто может выполнять проверку мостов
- Основные этапы обследования туннелей и мостов
- Используемое оборудование для сканирования мостов
Подобного рода проверка осуществляется:
- при сдаче сооружения в эксплуатацию;
- после проведения ремонтных работ;
- планово – раз на 5-10 лет;
- внепланово – при выявлении дефектов конструкции.
Цель проведения обследования
Техническая инвентаризация мостов с применением специализированного высокотехнологичного оборудования позволяет:
- контролировать состояние мостовых конструкций;
- проверять соответствие строений нормативам, регламентам, действующим правилам промышленно строительства;
- определять реальную грузоподъемность мостовых сооружений;
- выявлять дефектные места конструкции и определять причины их появления;
- определять условия эксплуатации объектов после их ремонта, восстановления;
- назначать оптимальные режимы движения техники через мостовые сооружения.
Кто может выполнять проверку
Контроль качества мостов – это технически сложный процесс, предусматривающий использование различного измерительного оборудования. Процедура обследования может выполняться только профильными организациями, получившими на это лицензию, владеющими соответствующим поверенным оборудованием и командой профессиональных сотрудников.
Основные этапы
Проверка мостовых конструкций на их техническое соответствие – это многоэтапный сложный процесс, предусматривающий:
- тщательный анализ технической документации контролируемых сооружений;
- создание программы контроля и расчет сроков ее реализации;
- ряд подготовительных процедур перед выездом на объект;
- непосредственное сканирование мостов, предусматривающее визуально-измерительные процедуры, включающие:
- визуальный осмотр видимых конструкционных элементов;
- фотофиксацию выявленных повреждений и включение их в дефектную ведомость;
- контрольные замеры по определению величины провисания пролетных строений, крена опорных колон, деформаций отдельных конструкционных составляющих;
- инструментальную съемку, предусматривающую применение разного рода неразрушающих/разрушающих методик:
- камеральную обработку;
- заключительные работы, включающие:
- формирование документации с результатами исследования и заключениями специалистов;
- рекомендации по дальнейшему использованию объектов;
- перечень необходимых действий для устранений причин, вызывающих дефекты и поломки конструкционных элементов;
- формирование ориентировочной сметы ремонтно-восстановительных процедур;
- передачу документации по обследованию объекта заказчику.
Используемое оборудование
Обследование мостов выполняют с использованием измерительных устройств и систем, различаемых по типу носителя:
- наземные и ручные;
- мобильные;
- воздушные.
К наземным и ручным можно отнести лазерные 3d-сканеры - устройства, обеспечивающие возможность получения данных о размерах, структуре сооружений. Полученная таким способом (или в результате) сканирования информация выступает в качестве геометрической основы для других диагностических данных, легко соотносится с результатами, полученными посредством радиолокаторов, тепловизоров, фотокамер. Для исследования больших строений и их отдельных узлов на удалениях до 50-70 метров чаще используют фазовые сканеры (модельный ряд FARO), для обследования с больших расстояний чаще используются импульсные устройства (модельный ряд Trimble).
Мобильные сканирующие комплексы Phoenix, Trimble, FARO, устанавливаемые на автомобили, позволяют оперативно собрать большие объемы данных. Всего несколько минут можно получить ключевую информацию о состоянии дорожного полотна и положения элементов моста. Техника этого класса способна учитывать особенности окружающей среды, гарантировать высокую геодезическую точность, что обеспечивает возможность получения достоверной информации.
Использование воздушной спецтехники, укомплектованной сканирующими аппаратами Phoenix, позволит быстро выполнять съемку мостов, оперативно получая важные данные для дальнейшей обработки. Дистанционные системы контроля позволяют специалистам в режиме реального времени получать облако контрольных точек для анализа и при необходимости выполнять замеры ежедневно.